Александр Рождествин (sllonja) wrote,
Александр Рождествин
sllonja

Треть фильмов отсмотрены и это что-то вроде отчёта.


1. "Убийство"
Ну, точнее, отсмотрены 11 фильмов. Я не мог упустить возможность воспользоваться расплывчато сформулированным Вованом условием и внёс в список полутораминутную короткометражку Полански. Статья в Википедии описывает её практически исчерпывающе:

"Человек в тёмном плаще входит в спальню, убивает ножом спящего там мужчину и покидает комнату."

Само убийство показано жутковато правдоподобно, а ещё и потом, когда убийца поворачивается лицом, мы видим, что перед нами обычный человек, бюрократ в круглых очках - в общем, не такой типаж представляется, когда кто-то говорит "убийца". Это позволяет вообразит массу дополнительных смыслов - от " в каждом из нас сидит убийца" до "государство суть машина, уничтожающая граждан"

2. "Куб"
Несколько человек обнаруживают себя в комнате с четырьмя дверьми, за которыми такие же комнаты. В некоторых комнатах расставлены смертельные ловушки. Люди начинают искать выход и вести себя неадекватно. А, ну и умирать в порядке строгой очерёдности.

Популярность жанра таких фильмов, как "Куб", для меня всегда оставалась загадкой. Идея хоррора, где группу людей в замкнутом пространстве кто-то начинает убивать, здесь довели до абсурда: люди эти совершенно неживые (скорее, персонажи-функции: Бывалый, Психопат, Параноик, Трезвая голова, Странный, Обычный парень), убивает их окружение, а предысторией создатели решили вообще не заморачиваться (откуда они, как они сюда попали, что это за штуковина - да неважно, интересно же смотреть, как они будут ругаться и разрубаться на куски. (Кстати, нет, неинтересно). К тому же, когда герои только к концу фильма соображают то, что ты понимаешь в самом начале, то возникает ощущение, что авторы держат своих зрителей за идиотов.
В итоге, полтора часа "Куба" содержать едва ли не меньше смысла, чем полторы минуты "Убийства", так что в рамках экономии времени рекомендую вместо "Куба" посмотреть "Убийство" пару-тройку раз

3. "Красная река"
Классический американский вестерн Говарда Хоукса с Джоном Уэйном и Монтгомери Клифтом. В центре сюжета - история о том, как Том Дансон, его приёмный сын и его работники гонят скот со своего ранчо в Техасе на продажу в Миссури, ближайшее место, где можно продать всех коров и быков за хорошую цену.

Один из вестернов Хоукса - "Рио Браво" - я уже видел раньше. Там был эталонный вестерн с Джоном Уэйном, где тот убеждал друга с полуслова, очаровывал красавицу с полувзгляда и укладывал врага с полувыстрела. Но Хоукс - необычный режиссёр. Он снимал как развесёлые комедии с Кэри Грантом, так и классические вестерны с Уэйном, так и мрачнейшие нуары с Богартом. И "Красная река", которая начинается с того, что Джон Уэйн первые полчаса блестяще играет Джона Уэйна, затем совершенно определённо перебирается в плоскость нуара, где Том Дансон (герой Уэйна) из сильного и волевого героя превращается в подозрительного и жестокого самодура, который готов пристрелить любого, кто, как ему кажется, собирается помешать его планам.
Где-то сто второй трети "Красная река" реально захватывает и смотреть на преображение Дансона, его противостояние со своим приёмным сыном Мэттью Гартом (Клифт) и развитием сюжета становится всё интереснее. И если бы не кодекс Хейнса, фильм мог бы получиться ещё более впечатляющим. Но и так вышло очень даже неплохо.
Любопытно, что в том же 1948 году, только на девять месяцев раньше, вышли "Сокровища Сьерра-Мадре" с Богартом и похожей проблематикой. Образ Дансена очевидно перекликается с образом Доббса. и хотя Уэйну явно нелегко даётся игра на чужом поле, он довольно успешно справляется. Тем не менее, "Сокровища" более цельный фильм, а "Красная река", пытаясь угодить сразу двум жанрам, смотрится несколько слабее. Но зато, она интереснее с сюжетной точки зрения.

4. "Король Нью-Йорка"
Фрэнк Уайт (Уокен), крупный нью-йоркский наркоторговец, выходит из тюрьмы. Он возвращается к своей банде (состоящей из негров и Стива Бушеми) и решает, что теперь он главный в Нью-Йорке по наркотикам, а вдобавок - что ему надо построить госпиталь в гетто. А для выполнения обеих целей надо перестрелять все конкурирующие банды - а заодно и полицию.

Мне фильм показался довольно бестолковым. Может быть так любой фильм про нарковойны смотрится после "Прослушки". Но с другой стороны, в "Короле Нью-Йорка" всё идёт по максимально привычной колее: Уайт убивает направо и налево, спит со своим адвокатом (адвокат женского пола), устраивает вечные оргии и предсказуемо движется к заслуженной пуле в жизненно важную часть тела.
Из интересного можно отметить две вещи: во-первых, это Кристофер Уокен, который тут даёт классического Кристофера Уокена: его Уайт мгновенно переходит от абсолютно безразличного типа к весёлому кутиле или яростному убийце. Смотреть за этим действительно увлекательно. И второе - это Нью-Йорк, показанный в фильме как город, состоящий из трущоб и элитных отелей. К тому же, в Нью-Йорке Феррары (это режиссёр) почти всегда ночь или вечер - атмосфера упадка, опустошения и бессмысленности передаётся на все пять. Особенно в этом плане хорош финал, где Уайт впервые выбирается на какую-то центральную улицу, где толпы народу и никому до него нет дела.
Непонятно только, зачем снимать целый фильм о бессмысленности.

5. "Убийство"
Джей Киллиан (Чарльз Бронсон), охранник из Секретной службы США, выйдя на работу после болезни обнаруживает, что президента переизбрали, а его теперь назначили охранять первую педи. Леди сходу невзлюбила Киллиана (считает, что он параноик и не даёт ей никакой свободы), он отвечает ей взаимностью (считает, что она легкомысленная и взбалмошная, не понимает рисков).
Думаю, понять как дальше будет развиваться сюжет, вам не составит труда.

Об этом фильме многое скажет тот факт, что я посмотрел его в переводе Гаврилова. Классический боевик 80-х, не удивлюсь, если он вышел сразу на видео. Вместо Бронсона мог быть хоть Иствуд, хоть Чак Норрис. А так - Чарльз делает всё, что положено делать в таких фильмах, разве что в постель укладывает не саму первую леди, а свою коллегу, которая полфильма умоляет его об этом (о постели, то бишь. Да, феминизм этому фильму неведом). Если вы большой поклонник Бронсона, то можете глянуть, иначе - нет смысла. Лучше пересмотрите "Великолепную семёрку", там тоже Бронсон.

6. "Успеть до полуночи"
Джек Уолш работает в конторе, которая занимается поручительством, внесением залога. Джек разыскивает тех, нарушает условия залогового освобождения и привозит их обратно в тюрьму. Ему надо до полуночи пятницы привезти в Лос-Анджелес бухгалтера, который украл у мафии 15 миллионов долларов. Естественно, за бухгалтером охотится и мафия, и ФБР, и конкурирующие агенты, а бухгалтер к тому же страдает аэрофобией.

"О, Мартин Брест, отлично, криминальное немецкое кино" - подумал было я, узнав, кто режиссёр фильма. Только начав смотреть я сообразил, что Мартин Брест - это имя персонажа, а не актёра Тиля Швайгера. Впрочем, фильм всё равно оказался годным.
Классический бадди-роад-муви с Де Ниро в главной роли (и не самой для него характерной - хоть и бывший, но полицейский, к тому же активно противостоящий итальянским мафиози). Главное отличие фильма тех лет от какого-нибудь подобного современного ему - контраст между героями не столь сильный. Оба они скорее схожи, хотя роли у них явно "Недотёпа и Крутой Парень". В отличие от, скажем, четвёртого "Крепкого орешка" Де Ниро не настолько крут, чтобы сбивать самолёт автомобилем (но вполне может сбить выстрелом из пистолета), а бухгалтер вовсе не беспомощный нытик (хотя и постоянно давит на чувства и совесть Джека). В целом, кино не испортит субботний вечер: смотрится довольно бодро, но в то же время - с ностальгией. Да и на Де Ниро в расцвете лет посмотреть всегда приятно.

7. "Серпико"
Фрэнк Серпико, отучившись в полицейской академии, получает своё первое назначение. Но в первом же патруле его напарник объясняет ему, что в нью-йоркской полиции к чему. Как полицейские собирают мелкую дань со всего квартала и закрывают глаза на некоторые нарушения, что если изнасиловали чернокожую женщину, то можно особо не убиваться, разыскивая насильников - никто не накажет, что итальянские наркоторговцы готовы делиться, ну а полицейские в нужный момент готовы проехать мимо курьера с подозрительным пакетом. Фрэнк пытается повлиять на ситуацию, но с ужасом обнаруживает, что коррупция в Эн-Уай-Пи-Ди укоренилась куда глубже, чем он предполагал.

Классический фильм Люмета, отличная игра Аль Пачино (сразу бросается в глаза контраст с Майклом Корлеоне или Тони Монтаной). Интересно, как Люмету удаётся поддерживать напряжение, хотя по большей части в фильме не происходит ничего - Серпико переводится из участка в участок в поиске честных копов, да меняет подружек. Стоит посмотреть хотя бы по тем же причинам, что и предыдущий фильм в этом списке - игра Аль Пачино в расцвете лет завораживает. Ну и нарратив тут выстроен как надо, фильм держит в напряжении вплоть до последней сцены (хотя и начинается с флешфорварда).
Любопытно, что во время просмотра я не знал, что в основу положены реальные события (хотя, если задуматься, то это станет очевидно - много персонажей, черты Серпико, которые совершенно не вписываются в концепцию Борца с Коррупцией) и понял это лишь в моменте, где Серпико подстрелили. Дело в том, что ему в упор выстрелили в лицо - и он остался жив. Тут мне стало совершенно ясно, что если бы речь шла о вымышленной истории, Серпико получил бы пулю в плечо или в живот - но такого никто не решился бы написать. Только сама жизнь :)

8. "Одержимость"
В день столетней годовщины викторианского поэта Рэндольфа Эша двое исследователей, Роланд Митчелл и Мод Бэйли, изучая его переписку, обнаруживают, что Эш, возможно, имел роман с поэтессой Кристабель ЛаМотт. Пытаясь разобраться в любовных историях прошлого герои, конечно, не могут не попасть в такую историю сами.

По совершенно случайному совпадению оказалось, что это экранизация романа "Обладать", о котором я узнал буквально несколько дней назад от pashkovsky. Не знаю, много ли осталось в фильме от романа, но он получился весьма хорошей мелодрамой (хотя та часть, что про прошлое, смотрится гораздо интереснее). Зато в части про настоящее - Гвинет Пэлтроу и Аарон Экхарт, тоже актёры, на которых приятно посмотреть. Ещё здесь в небольшой роли играет Лена Хеди, любители её таланта могут оценить. Лично у меня от фильма осталось впечатление, что надо бы прочитать книгу - а значит, картина вполне неплоха

9. "Макбет"
Фильм Орсона Уэллса, где он сам и сыграл Макбета. Выглядит несколько сюреалистично. Уэллсу отчаянно не хватало денег, и это очень сильно заметно - полупустые декорации, странные костюмы - даже корона, которую надевает Макбет в первой сцене похожа на картонную квадратную коробку, а в последней он уже носит обруч, как у Статуи Свободы.
Многие монологи герои специально не произносят а как бы продумывают, а мы слышим их мысли. Это тоже выглядит странно - потому что даже Уэллс не всегда удачно передаёт сомкнутыми губами шекспировские страсти. Что уж говорить об остальных. К тому же, все персонажи говорят с адовым шотландским акцентом, что порой звучит смешно.
Вдобавок Уэллса как будто подгоняли "Давай, давай, дальше по тексту, быстрей, быстрей, не тупи, не стой, говори, говори!" - весь фильма герои почти не умолкают. Из-за этого сила слов несколько смягчается.
На мой взгляд, не самая удачная экранизация Шекспира, но посмотреть стоит - хотя бы из-за Уэллса в роли Макбета, он всё-таки хорош, даже с квадратной короной на голове.

10. "Империя солнца"
Мальчик Джейми живёт в богатой семье британском квартале Шанхая. Увлекается самолётами, любит кататься на велосипеде. Всё хорошо, только время для жизни в Шанхае не самое удачное - 1941 год. Скоро Япония начнёт войну против США и Британии, Джейми разлучат с родителям и ему придётся пройти через плен и войну в одиночку.

Снова отмечаю исполнителя главной роли - мальчика играет Кристиан Бэйл и уже тогда он был очень ок. Кроме него тут отличный Джон Малкович в роли беспринципного американца, а особо внимательные зрители даже заметят Бена Стиллера в роли другого американца. Спилберг всегда мог построить захватывающее повествование - так и здесь, история всячески петляет, следить за ней интересно. Другое дело, что у меня осталось впечатление, что Спилберг тут считал главным историю о мальчике, детство которого вдруг кончилось самым трагическим образом. В то время как на самом деле это история о том, как мальчик попал в лагерь для военнопленных и выжил в нём. Эта двойственность несколько раздражает (ну, меня по крайней мере). Фильм сделан из нескольких частей, между которыми порой проходит по несколько лет. И вот конец каждой части наступает ровно тогда, когда кажется: "Ага, ну сейчас-то самое интересное и начнётся!" - ан нет, затемнение и "три года спустя". Но даже несмотря на это, фильм стоит просмотра -да и в конце концов, это же Спилберг!

11. "Одержимость"
1968 год. Полковник Ким Джин Пён служит на какой-то базе в Южной Корее. Он вернулся из Вьетнама со статусом героя и посттравматическим синдромом. Они с женой пытаются зачать ребёнка, но вообще прежней страсти в браке нет. Тут в их часть переводят капитана Кён Ву Джина - тот тоже был во Вьетнаме, но так, "писарем в штабе отсиделся" и вообще, подлиза и довольно противный типчик. Он женат на китаянке Вонг Га Хён. Однажды Ким спасает её от обезумевшего солдата в госпитале и с тех пор не может спокойно спать, есть и дышать.

Интересное началось сразу - оказывается, в Южной Корее тоже была война во Вьетнаме. Никогда не видел ничего подобного в массе американских фильмов про Вьетнам. Надеюсь, южнокорейская общественность возмущена замалчиванием роли своих военных американской пропагандой. Впрочем, тут Вьетнам только для фона, причём весьма дальнего. Главное тут - отношения Кима и Га Хён. В идеале такой фильм надо смотреть с девушкой, потому что действия и мысли Кима по ходу развития ситуации мне были - с небольшими оговорками - понятны и казались адекватными и правильными. А вот реакция Га Хён раз за разом ставила в тупик. Поэтому второе мнение во время просмотра не помешает.
Фильм мне, как ни странно, понравился. Такая классическая история, много всего про чувства и страдания (и страсть. Кстати, в фильме несколько очень страстных эротических сцен. Ещё один довод в пользу совместного просмотра). Вдобавок, тут есть несколько интересных эпизодических персонажей, история довольно детально проработана. Так что если нравятся любовные драмы - то рекомендую.

Резюмируем: "Куб", "Убийство" с Бронсоном, "Король Нью-Йорка" не стоят просмотра. Остальные - годные фильмы. Неплохой процент пока что.
Tags: Киномарафон, многабуков, отчёт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments